Содержание:
- Требования к освещению аэропортов.
- Принципы организации системы освещения.
- Варианты освещения аэропортов.
- Освещение внутренних помещений.
- Функциональное наружное освещение.
- Сигнальные огни на взлётно-посадочной полосе.
- Осветительное оборудование.
- СП 5059-89 "Санитарные правила для авиационно–технических баз эксплуатационных предприятий гражданской авиации";
- ГОСТ Р 55710-2013 «Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений»;
- СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»;
- СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».
- уровень освещённости в комнатах матери и ребёнка, в буфетах, столовых, залах ожидания, помещении приёма и выдачи багажа – не менее 200 Лк; в операционном зале, диспетчерской, медпункте – не менее 300 Лк; возле камер хранения, в тёплых накопителях, в служебных помещениях – от 75 до 150 Лк;
- коэффициент пульсации – от 10 в зонах паспортного контроля до 15 в залах ожидания и места выдачи багажа;
- показатель дискомфорта – не выше 10 для комнат отдыха и места выдачи багажа, не более 15 для операционных залов, медпункта, зала ожидания, места проверки билетов.
- обеспечение безопасных и комфортных условий для пассажиров и персонала;
- качественное освещение всех без исключения зон внутри здания аэропорта, на взлётно-посадочной полосе и на прилегающей территории;
- обеспечение подсветки аварийных выходов и проходов;
- формирование единой концепции архитектурного и интерьерного оформления.
- внутренних помещений;
- паркинга;
- прилегающих к терминалу автомагистралей;
- взлётно-посадочной полосы;
- терминалов;
- служебных помещений, расположенных за пределами главного здания;
- объектов торговли, работающих на территории аэропорта.
- пилотов при движении самолётов по рулёжным дорожкам к месту посадки;
- вспомогательного транспорта, выполняющего перевозку пассажиров и багажа;
- персонала, выполняющего техническое обслуживание самолёта во время стоянки.
- мачт высотой от 16 до 50 м с мощными прожекторами или светодиодными панелями;
- строб (мигающих линий) с зелёными и жёлтыми огнями, обеспечивающих визуальный контроль курса;
- ориентировочных щитов с лампами накаливания, которые устанавливаются на расстоянии 400, 800 и 1000 м от взлётно-посадочной полосы.
- глиссадным огнем для обозначения траектории полета воздушного судна, по которой происходит его снижение (красные и белые ориентиры);
- входными огнями зелёного цвета, указывающими на торец ВПП;
- ограничительными огнями (красное свечение), указывающими на окончание ВПП;
- маяками приземления, помогающими ориентироваться на полосе при плохой видимости;
- рулёжными огнями ярко-синего цвета, расположенными по бокам или по оси рулежных дорожек;
- огнями приближения, указывающими направление на ось ВПП (белое импульсное или постоянное свечение).
Аэропорт – это не просто транспортно-логистический узел и социально значимый объект. В современном мире он является самой настоящей визитной карточкой города, региона и даже целой страны. Ежедневно через аэропорт проходят тысячи пассажиров, перемещаются тонны грузов. Чаще всего данные объекты работают в режиме нон-стоп, а значит, необходимо выстроить бесперебойную схему взаимодействия всех его структур.
К числу приоритетных вопросов относится организация системы освещения. Все помещения комплекса должны быть хорошо освещены, чтобы пассажиры и персонал не испытывали дискомфорта при недостатке естественного света. Можно сказать, что качественное освещение аэропортов – обязательное условие безопасной эксплуатации объектов гражданской авиации.
Требования к освещению аэропортов
Любой аэропорт – это сложная многофункциональная и многоуровневая система. Хорошее освещение должно быть в каждой зоне объекта: в холлах, залах ожидания, операционных залах, зонах погрузки и выдачи багажа, проходных галереях, технических помещениях. Для каждого участка проектируется схема размещения осветительных приборов. При этом учитываются архитектурные особенности здания, интерьерное оформление и нормативные требования, прописанные в следующих документах:
Основные требования к освещению аэропортов:
Освещение аэропортов и аэродромов должно быть организовано с использованием осветительных приборов с классом защиты от внешних факторов не менее IP65. В зонах хранения горючего и технических смесей устанавливаются взрывозащищенные светильники. Мощность прожекторов, установленных на прилегающей территории, должна составлять от 400 до 2000 Вт.
Систему освещения необходимо оснастить блоком мгновенного переключения. Так осветительные приборы смогут восстановить работу в случае отключения основного источника питания.
Что касается европейских нормативов, то по некоторым характеристикам они более требовательны. Так, должна быть соблюдена равномерность освещённости (отношение минимальной освещённости к средней) – 0,40U. Минимальный уровень освещённости в зоне паспортного контроля и на информационных узлах – не менее 500 Лк.
Обратите внимание, что светодиодные светильники могут являться причиной нестабильного напряжения в сети и создавать радиопомехи. Если это аэропорт международного класса, должны учитываться требования к электрооборудованию по классу защиты от перепадов напряжения и по электромагнитной совместимости.
Принципы организации системы освещения
Задачи, которые должна решать осветительная система:
Освещение аэропортов должно быть организовано таким образом, чтобы были созданы условия для стабильной работы всех подразделений. Исходя из этого основным принципом подбора и размещения осветительных приборов является чёткое зонирование с сохранением единства в пространственном восприятии.
Варианты освещения аэропортов
Освещение можно разделить на две категории: внутреннее и наружное. Важно разработать схему освещения для всех объектов, входящих в структуру аэропорта:
Освещение может быть общим, декоративным, аварийным и эвакуационным. Общее проектируется таким образом, чтобы обеспечивать достаточным количеством света всю территорию аэропорта. Декоративная подсветка используется для создания индивидуального стиля объекта. Аварийное освещение обеспечивает возможность продолжить работу при отключении электропитания. Эвакуационное позволяет быстро покинуть объект при чрезвычайных ситуациях.
Освещение внутренних помещений
Во всех помещениях внутри аэровокзала должен быть равномерный рассеянный свет. В местах, где выполняются работы высокой точности (например, проверка документов), необходима локальная подсветка. В комнате матери и ребёнка, а также в спальном помещении важно установить дежурное освещение, используя для этих целей светильники с синим стеклом и экранирующей решёткой.
В операционном зале, зале ожидания, зоне выдачи багажа, местах проверки билетов, зонах досмотра, диспетчерских, медпункте, кроссовых, справочном бюро, отделении полиции устанавливается аварийное освещение. Оно подключается отдельно от общей сети. При этом уровень освещённости аварийных светильников должен составлять не менее 5 % от нормативов для конкретного помещения, но не менее 2 Лк.
Также отдельно разрабатывается схема эвакуационного освещения. Оно должно обеспечивать приемлемую видимость в коридорах, на лестницах и иных путях выхода из здания. Минимальный уровень освещённости – не менее 0,5 Лк.
Функциональное наружное освещение
К категории функционального относится заливающее освещение, которое обязательно должно быть на таких ответственных объектах, как аэропорт. Основные требования к такому освещению – отсутствие ослепляющего эффекта и затемнённых участков. При грамотной организации оно обеспечивает комфортные условия для:
Требования к организации функционального освещения прописаны международными стандартами ICAO (Международная организация гражданской авиации). В частности, регламентируются яркость, слепящий эффект, цветопередача. Функциональная подсветка проектируется с использованием:
Для освещения аэропортов используются два типа мачт: со стационарной или мобильной короной.
Сигнальные огни на взлётно-посадочной полосе
Освещение ВПП также регламентируется международными стандартами. Для безопасного взлёта и посадки в тёмное время суток взлётно-посадочная полоса должна быть оборудована сигнальными огнями разных типов:
Осветительное оборудование
Тип светильника зависит от зоны, где он будет установлен. Для общего освещения используются лампы с рассеивателями или экранирующими решетками. Это могут быть приборы для высоких пролетов, настенно-потолочные или офисные модификации. Для декоративной подсветки подойдут точечные светильники. Отражающая поверхность светильников – не менее 0,6. Предпочтение следует отдавать тёплым и нейтральным белым оттенкам. Если устанавливаются газоразрядные лампы высокого давления, они должны быть оснащены блоком мгновенного перезажигания.
Система освещения аэропортов создаётся с применением газоразрядных и светодиодных ламп. Газоразрядные приборы характеризуются мощной светоотдачей и золотисто-оранжевым спектром, но не отличаются хорошей цветопередачей. Светодиодные светильники – самое надёжное светотехническое оборудование аэродромов. Это приборы с высокими показателями энергоэффективности, которые легко монтируются, имеют пыле- и влагозащиту и обеспечивают равномерное освещение без мерцания.
Учитывая значимость объекта и описанные выше нюансы, подбором и установкой светильников в аэропорту должны заниматься квалифицированные специалисты. Инженеры Подольского завода светотехники готовы разработать проект системы освещения и помочь с его реализацией.