Несмотря на то, что количество личных автомобилей за последние годы значительно выросло, общественный транспорт по-прежнему остаётся неотъемлемой частью жизни граждан. Это касается и городских жителей, и владельцев загородной недвижимости. По статистике, почти 42 % россиян регулярно пользуются услугами пассажирских перевозчиков, а значит, какую-то часть своего времени проводят на остановках в ожидании поездки.
Сегодня к обустройству остановок предъявляются повышенные требования. Особое внимание уделяется проектированию площадок для высадки/посадки пассажиров, а также благоустройству прилегающей территории. В частности, речь идёт об освещении остановок, так как от этого зависит безопасность людей.
Содержание статьи:
- Освещение остановок: основные требования и нормативы.
- Осветительное оборудование.
- Освещение автобусных остановок, удалённых от мест подключения.
Освещение остановок: основные требования и нормативы
Остановка общественного транспорта представляет собой специально оборудованную площадку, предназначенную для ожидания пассажирами прибытия автобуса, маршрутного такси, троллейбуса или трамвая. Для создания комфортных условий, а также в целях обеспечения безопасности в тёмное время суток такой объект должен быть оборудован надёжной осветительной системой.
Требования к освещению остановок общественного транспорта практически ничем не отличаются от тех, которые предъявляются к осветительным системам на дорогах общего пользования в населённых пунктах и на подъездах к ним. Основной регламентирующий документ – отраслевой стандарт ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах". При проектировании системы освещения на остановочных павильонах в пределах населённого пункта применяются нормативы СП 52.13330.2016. Светотехнические приборы подбираются в соответствии с ГОСТ Р 50597.
Требования, которые необходимо учесть в первую очередь:
- если расстояние от остановки общественного транспорта до ближайшей точки подключения к общей системе освещения составляет более 500 метров, то она должна быть освещена стационарными осветительными приборами (в остальных случаях установка фонарей не предусмотрена по причине значительных финансовых затрат);
- норма освещённости на остановке при замерах на уровне земли – не менее 10 лк;
- освещённость остановки, рядом с которой имеется пешеходный переход, – не менее 50 лк;
- при выборе осветительных приборов и опор для них учитываются показатели освещённости для объектов класса П2, минимальный показатель UO для остановок – 0,3.
При разработке проекта важно распределить осветительные приборы таким образом, чтобы была освещена не только сама остановка, но площадка перед ней. Также важно, чтобы место посадки/высадки пассажиров было выше уровня проезжей части как минимум на 20 см. Ширина посадочной площадки для объектов за городом – не менее 2 метров, в городе – 1,5 метра.
Осветительное оборудование
В качестве источников света целесообразнее отдавать предпочтение светодиодным светильникам консольного типа. Такие фонари крепятся к опоре при помощи кронштейнов. Также часто используют мощные светодиодные прожекторы с направленным световым потоком. При расчёте количества фонарей учитываются размеры остановки.
Достоинства светодиодных светильников:
- высокая производительность – при незначительном энергопотреблении такие светильники создают мощный световой поток;
- возможность эксплуатации в любых климатических зонах и в широком температурном диапазоне – от -50 до +50 С°;
- экономичность – светодиоды потребляют меньше электроэнергии, чем другие осветительные приборы;
- долговечность – эксплуатационный ресурс светодиодных ламп составляет 100 000 часов, срок их эксплуатации – 15 лет;
- устойчивость к циклическим нагрузкам и способность сохранять рабочие параметры при частых выключениях/включениях;
- низкая инертность, благодаря чему светильники сразу после включения выходят на заданную мощность и работают без шума и мерцаний.
Для остановочных площадок рекомендуется выбирать светильники с прочным антивандальным корпусом. В таких моделях светодиодная часть защищена закалённым стеклом, устойчивым к механическим повреждениям и атмосферным явлениям. Чтобы система освещения прослужила как можно дольше, следует использовать адаптированные для любых погодных условий электроприборы. Класс защиты от пыли и влаги для уличного светотехнического оборудования – IP65. Производители предлагают большой выбор светильников с широким диапазоном рабочих температур. Также следует обратить внимание на кронштейны и держатели: они должны быть изготовлены из прочной нержавеющей стали.
Освещение автобусных остановок, удалённых от мест подключения
Если остановочный павильон удалён от центральной электросети или же имеются сложности с прокладыванием силового кабеля, устанавливается автономная осветительная система, работающая от солнечных батарей или ветряных генераторов. Светодиодные светильники и прожекторы на солнечных источниках питания не зависят от стационарных линий электропередач и используют возобновляемую природную энергию, а значит, затраты на их установку быстро окупятся.
Специалисты Подольского завода светотехники готовы помочь с организацией освещения на остановках общественного транспорта. Мы произведём все необходимые расчёты и выполним монтаж в соответствии с проектом.