Летом в школах идет ремонт: специалисты переоборудуют классы и заменяют светильники. Но при этом нужно учитывать нюансы. Например, оборудование должно учитывать специфику помещений, а общая освещенность в электротехническом проекте — соответствовать нормативам СанПин.
В статье расскажем на примере Шаховской гимназии:
на что обратить внимание в проекте освещения,
каких нормативов придерживаться,
какие выбрать светильники для классов, коридоров и прочих помещений.
Если нужна консультацию по монтажу или проектированию освещения в школе, переходите по ссылке . Сможете ознакомиться с расценками и условиями работы.
Задача: заменить освещение в школе
К нам обратился наш партнер — монтажная организация «СветМонтаж» . От них требовалось заменить устаревшие светильники в школе на современные светодиодные и заодно переделать всю проводку. У конечного заказчика — Шаховской гимназии из Московской области — на руках уже был ЭОМ проект. Под него оставалось купить оборудование и приступить к монтажу. Монтажная компания обратилась к нам, как к поставщику светодиодных светильников.
Внешний вид Шаховской гимназии уже с обновленным фасадом
Однако в проекте мы увидели, что светильники расставлены некорректно. Если просто смонтировать оборудование по такому проекту, то освещенность точно не будет соответствовать нормам СанПин.
Проблема: проект освещения не соответствовал нормативам
Все, что касается внутреннего освещения школы и силового оборудования, описывается в ЭОМ разделе проектной документации. Требования к его составу устанавливает постановление Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями от 27.05.2022 года). Если точнее, то раздел 5, подраздел «Система электроснабжения».
По регламенту ЭОМ раздел содержит две части: текстовую и графическую. С текстовой обычно вопросов не возникает — структура обычно одна и та же.
Текстовая часть подраздела «Система электроснабжения»
Содержание же графической части раздела зависит от объекта. Например, для Шаховской гимназии это были принципиальные схемы щитового оборудования, план прокладки кабельных трасс для трех этажей и молниезащита. Именно с графической частью и возникли проблемы. Скачать пример проекта освещения школы .
Расположение светильников на плане освещения школы было явно ошибочным. Где-то в помещениях их слишком мало, а где-то наоборот — избыточное количество. В результате освещенность не соответствовала СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» .
Выдержки из СанПиН 2.4.2.2821-10, касающиеся требований к искусственному освещению
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:
на рабочих столах — 300…500 лк,
в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк,
в кабинетах информатики на столах — 300…500 лк,
на классной доске — 300…500 лк,
на полу актовых и спортивных залов — 200 лк,
на полу в рекреациях — 150 лк.
Мы пообщались с заказчиком и решили переделать проект:
изучили план школы по каждому этажу;
выполнили светотехнический расчет в программе DIALux и правильно расставили светильники в каждом помещении;
переделали расположение светильников на чертежах в самом проекте.
Ошибки в изначальном проекте: в коридоре светильников не хватает, а в классе наоборот — их больше, чем нужно Расчет освещенности в программе DIALux: в коридоре — 200 лк, в помещениях — 300-500 лк, как и должно быть по СанПин
Общие требования к освещению школы
Затем перешли к подбору светильников. Однако нужно было учитывать некоторые специфичные требования к освещению школы:
Аварийное освещение. В каждом помещении должно располагаться аварийное освещение — это обычный светильник, но снабженный так называемым БАП (блоком аварийного питания). Он позволяет светильнику продолжать работать в течение 1,5 часов после отключения электроэнергии.
Качество электроэнергии в гимназии не самое лучшее, поэтому в цепи могут возникать перенапряжения и «блуждающие токи». Из-за этого светодиодные светильники могут выйти из строя. Чтобы избежать этого, нужно использовать драйверы с гальванической развязкой — это защищает схемотехнику и продлевает срок службы светильников.
Цветовая температура должны быть низкой, чтобы глаза школьников не уставали. Поэтому лучше ориентироваться на 4000 К и дополнительно использовать опаловые рассеиватели, чтобы сделать свет более мягким.
Сертификат соответствия. В школах могут использоваться только светильники, имеющие сертификат соответствия для применения в школьных образовательных учреждениях.
Особенности помещений. Например, для столовой требуется повышенный класс защиты IP, а для спортзалов высокая ударопрочность, чтобы мяч случайно не повредил рассеиватель.
Совет
Уточните у поставщика или подрядчика еще до начала работ, насколько он учитывает специфику освещения школы. Например, будут ли светильники иметь сертификаты, корректную цветовую температуру и опаловые рассеиватели.
Светильники для освещения кабинетов и коридоров
Мы предложили потолочные светильники собственного производства, которые имеют разрешение на использование в образовательных учреждениях.
Мы рекомендуем перед началом работы с поставщиком проверять, чтобы на светодиодные светильники были все нужные сертификаты
Для каждого типа помещений подобрали разные серии светильников, с учетом специфики. Всего потребовалось 967 штук.
Классы и рекреации — использовали 727 светильников FS-RO (их еще называют «Армстронг»), размером 595х595 мм, мощностью 40 Вт и стандартным классом защиты IP40. Из них 116 штук — аварийные, со встроенными БАПами.
Больше всего в школе потолочных светильников серии FS-RO («Армстронг»)
Дополнительно для досок в классах выбрали светильники FSO-RO-SCHOOL мощностью 21 Вт и размером 1200х100 мм. Их потребовалось 67 штук.
Светильник FS-RO-SCHOOL монтируется на кронштейнах к стене над доской
В коридорах установили 97 светильников FS2-RO размером 1200х180 мм.
Светильник FS2-RO — отличное решение для освещения узких коридоров
Светильники для освещения санузлов, столовых и спортивных залов
Для санузлов выбрали 51 светильник FS-RO-MINI (типа «Армстронг мини»). Они более компактные, размером 595х300 мм, и имеют мощность всего 18 Вт, что вполне достаточно для небольших помещений. Дополнительно мы обеспечили для них степень защиты IP54, чтобы защитить от попадания брызг воды.
В столовой использовали те же квадратные светильники FS-RO, что и в большей части помещений гимназии, но уже со степенью защиты IP65. Это важно, поскольку в столовой готовят еду, и нужно дополнительно защитить схемотехнику. Для помещения хватило 10 светильников: 6 основных и 4 аварийных.
Светильники FS-RO в школьной столовой
Для спортивного зала потребовался отдельный расчет, потому что стандартные FS-RO не подошли — нужна была линзованная оптика и ударопрочный корпус. Поэтому использовали промышленные светильники ТЕРРА мощностью 50 Вт, 14 штук. Угол КСС выбрали 90 градусов, чтобы сфокусировать свет на нужных зонах спортзала — так глаза детей будут меньше утомляться. Светильник имеет металлический корпус, поэтому он хорошо защищен от попаданий мяча.
Промышленные светильники ТЕРРА имеют светоотдачу 180 лм/Вт, что позволяет экономить электроэнергию на освещении
Результат: успешный монтаж потолочных светильников
На основе светотехнического расчета наш партнер «СветМонтаж» сделал полный электротехнический проект освещения и согласовал его с заказчиком. Дальше мы заключили договор на поставку и после оплаты счета приступили к производству, в первых числах июля.
Но чтобы объект успели сдать к 1 сентября, монтаж нужно было начинать в начале августа. Времени на то, чтобы изготовить почти 1000 светильников, оставалось мало — чуть больше 3 недель.
Мы заранее поставили производство в план, поэтому успели к началу августа отгрузить всю партию. Поэтому 1 сентября школьники уже начали учиться в полностью реконструированной гимназии. Об этом даже написали местные СМИ .
Что важно помнить про систему освещения в школе
На примере Шаховской гимназии, вот на что рекомендуем обратить внимание при организации системы освещения в вашей школе:
Проведите дополнительный светотехнический расчет, прежде чем реализовывать проект освещения. Занимает обычно 1-2 рабочих дня, но зато будете точно уверены, что освещенность соответствует требованиями СанПиН.
Уточните у поставщика или подрядчика еще до начала работ, насколько он учитывает специфику освещения школы. Например, будут ли светильники иметь сертификаты, корректную цветовую температуру и опаловые рассеиватели.
При замене освещения в школе убедитесь, что в новых светильниках используются драйверы питания с гальванической развязкой. Так освещение прослужит намного дольше, даже если с электроэнергией в школе проблемы.
Выбрать офисные светодиодные светильники
Выбрать потолочные светильники Армстронг
Рекомендуем также прочитать статьи