Содержание:
Летом, пока школьники отдыхают, в школах идет ремонт, переоборудуют классы и заменяют освещение. Но просто поставить какие угодно светодиодные светильники — неверный подход. Поскольку оборудование должно иметь разрешение на использование в школах, иначе проверка Рособрнадзора превратится в головную боль.
Другая проблема — сделать правильный светотехнический расчет. Чтобы освещенность соответствовала нормам СанПин, иначе дети будут портить зрение. В статье расскажем, как мы помогли гимназии переделать некорректный проект освещения школы и оперативно поставили большую партию светильников.
С какой задачей обратились
К нам обратился наш партнер — монтажная организация «СветМонтаж». Они приняли участие в капитальном ремонте Шаховской гимназии (Московская область): от них требовалось обновить освещение. Причем не просто заменить устаревшие светильники на современные светодиодные, а полностью переделать проводку и сделать так, чтобы освещение проработало долгие годы.
Внешний вид Шаховской гимназии, уже с обновленным фасадом
Изначально нам просто прислали утвержденный светотехнический проект, который выполнила другая организация. Нужно было просто подобрать замены тем светильникам, которые были прописаны в спецификации. Другими словами, сделать конкурентное предложение. Вроде бы ничего сложного — обычные потолочные светильники для школы, без каких-то особенностей.
Однако когда мы увидели сам проект, то стало понятно, что в нем много ошибок. Например, светильники расставлены некорректно: где-то в помещениях их слишком мало, а где-то наоборот — избыточное количество. Если просто смонтировать светильники по проекту, то освещенность совершенно точно не будет соответствовать нормам СанПин.
Пообщавшись с нашими партнерами, решили подойти к работе основательно и переделать проект с нуля: провести светотехнические расчеты для всех помещений и понять, сколько на самом деле потребуется светильников и как их правильно расположить на плане школы.
Как проходила работа
Для начала мы изучили планы всех этажей школы и провели расчеты в программе DialLux, с учетом требований документа СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Переделали расположение светильников, чтобы освещение соответствовало нормам. И дополнительно переделали расположение светильников на чертежах помещений в AutoCAD.
Выдержки из СанПиН 2.4.2.2821-10, касающиеся требований к искусственному освещению:
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:
- — на рабочих столах 300…500 лк,
- — в кабинетах технического черчения и рисования 500 лк,
- — в кабинетах информатики на столах 300…500 лк,
- — на классной доске 300…500 лк,
- — на полу актовых и спортивных залов 200 лк,
- — на полу в рекреациях 150 лк.
Ошибки в изначальном проекте: в коридоре светильников не хватает, а в классе наоборот — их больше, чем нужно
Расчет освещенности в программе DIALux: в коридоре — 200 лк, в помещениях — 300-500 лк, как и должно быть по СанПин
При этом учитывали следующие общие требования к освещению:
-
в каждом помещении должно располагаться аварийное освещение — это обычный светильник, но снабженный так называемым БАП (блоком аварийного питания). Он позволяет светильнику продолжать работать в течение 1,5 часов после отключения электроэнергии.
-
с качеством подаваемой электроэнергии в школе проблемы — могут возникать перенапряжения и «блуждающие токи». Это приводит к тому, что светодиодные светильники могут выйти из строя. Чтобы избежать этого, все оборудование снабдили драйверами с гальванической развязкой — это защищает схемотехнику и продлевает срок службы светильников.
-
цветовая температура должны быть низкой, чтобы глаза школьников не уставали. Поэтому выбрали 4000 К и дополнительно использовали опаловые рассеиватели, чтобы сделать свет более мягким.
-
у каждого помещения есть свои особенности — например, для столовой требуется повышенный класс защиты IP, а для спортзалов высокая ударопрочность, чтобы мяч случайно не повредил рассеиватель.
Для этого предложили светильники собственного производства, которые имеют сертификат соответствия для применения в школьных образовательных учреждениях.
Мы рекомендуем перед началом работы с поставщиком проверять, чтобы на светодиодные светильники были все нужные сертификаты
Для каждого типа помещений подобрали разные серии светильников:
Для классов и рекреаций: 727 светильников FS-RO (их еще называют «Армстронг»), размером 595х595 мм, мощностью 40 Вт и стандартным классом защиты IP40. Из них 116 штук — аварийные, со встроенными БАПами.
Больше всего в школе потолочных светильников серии FS-RO («Армстронг»)
Дополнительно для досок в классах выбрали светильники FSO-RO-SCHOOL мощностью 21 Вт и размером 1200х100 мм. Их потребовалось 67 штук.
Светильник FS-RO-SCHOOL монтируется на кронштейнах к стене над доской
Для коридоров: 97 светильников FS2-RO, размером 1200х180 мм. Вытянутая форма светильников позволяет сделать так, чтобы больше света попадало на пол, а не на стены, даже без применения линзованной оптики.
Светильник FS2-RO — отличное решение для освещения узких коридоров
Для санузлов: 51 светильник FS-RO-MINI (типа «Армстронг мини»). Они более компактные, размером 595х300 мм, и имеют мощность всего 18 Вт, что вполне достаточно для небольших помещений. Дополнительно мы обеспечили для них степень защиты IP54, чтобы защитить от попадания брызг воды.
Для столовой: использовали те же квадратные светильники FS-RO, что и в большей части помещений гимназии, но уже со степенью защиты IP65. Это важно, поскольку в столовой готовят еду, и нужно дополнительно защитить схемотехнику. Для помещения хватило 10 светильников: 6 основных и 4 аварийных.
Светильники FS-RO в школьной столовой
Для спортивного зала: тут потребовался отдельный расчет, потому что стандартные FS-RO не подходят — нужна была линзованная оптика и ударопрочный корпус. Поэтому решили использовать промышленные светильники ТЕРРА мощностью 50 Вт, в количестве 14 штук. Угол КСС выбрали 90 градусов, чтобы сфокусировать свет на нужных зонах спортзала. Благодаря этому глаза детей не будут утомляться во время уроков физкультуры. А металлический корпус дополнительно защищает светильник от попаданий мяча.
Промышленные светильники ТЕРРА имеют светоотдачу 180 лм/Вт, что позволяет экономить электроэнергию на освещении
Результат
На основе светотехнического расчета наш партнер «СветМонтаж» сделал полный электротехнический проект освещения и согласовал его с заказчиком. Дальше мы заключили договор на поставку и после оплаты счета приступили к производству, в первых числах июля.
Но чтобы объект успели сдать к 1 сентября, монтаж нужно было начинать в начале августа. Времени на то, чтобы изготовить почти 1000 светильников, оставалось мало — чуть больше 3 недель.
Зная об этом, мы заранее поставили в план производства всю партию светильников и успели вовремя отгрузить их. А наш партнер спокойно завершил монтаж в августе. В результате 1 сентября школьники уже начали учиться в полностью реконструированной гимназии. Об этом даже написали местные СМИ.
В итоге
При организации освещения в школе обращайте внимание на следующие особенности светодиодных светильников:
-
Российское производство. В этом случае, если случится рекламация, то срок гарантийной замены или ремонта будет существенно меньше, чем в случае импортных вариантов.
-
Наличие сертификата. Это важно, потому что на него в первую очередь смотрит проверка из Рособрнадзора.
-
Характеристики светильников. Для школ важно, чтобы в светильниках применялись драйверы питания с гальванической развязкой и использовались опаловые рассеиватели. Это увеличит стоимость освещения, но при этом сами светильники прослужат дольше и создадут более комфортное освещение для школьников.
Если обратитесь к нам, то мы:
-
бесплатно выполним качественный светотехнический расчет, соответствующий нормам СанПин;
-
изготовим в кратчайшие сроки любую партию светодиодных светильников и предоставим паспорта и сертификаты на применение в школах.
Чтобы заказать проект освещения для школы, присылайте техзадание на электронную почту proekt@terra-led.ru или звоните +7 (499) 322-11-31, чтобы обсудить детали.