Освещение играет важную роль в образовательном процессе. От него напрямую зависит не только уровень концентрации и работоспособности, но и общее самочувствие учащихся. Недостаточный свет может привести к повышенной утомляемости, ухудшению зрения и снижению успеваемости. Правильный выбор светильников обеспечивает комфортные условия для обучения, способствует экономии электроэнергии и снижает затраты на обслуживание. В этой статье мы рассмотрим основные параметры светильников для школы и нормы освещенности для разных помещений в соответствии с требованиями российских стандартов. Кроме того, объясним, почему светодиодные светильники являются оптимальным выбором для установки в общеобразовательных учреждениях.
Содержание:
- Основные параметры осветительного оборудования для школы.
- Нормы освещенности для основных помещений учебных заведений.
- Нормы освещенности для остальных помещений школы.
- Выбор светильников для школы.
Основные параметры осветительного оборудования для школы
Свет в школе всегда должен соответствовать нормативам, принятым для жилых и общественных зданий. Нормативы для общественных зданий применяются к освещению в учебных классах, спортзалах, библиотеках и лабораториях. Для учебных классов, спортзалов, библиотек и лабораторий действуют нормативы для общественных зданий, а для спален в интернатах и дошкольных учреждениях — нормативы для жилых помещений.
Рассмотрим более подробно основные параметры, которым должны соответствовать светильники.
- Тип искусственного освещения. Для создания максимально комфортной среды в школе светильники должны обеспечивать свет в пределах белого, тёплого белого или естественного белого спектра. В условиях современных требований энергосбережения светодиодные светильники являются предпочтительными. Они работают в диапазоне цветовой температуры от 2700 до 5000 К.
- Индекс цветопередачи (Ra). Для обеспечения комфортного восприятия цветов в учебных и рабочих помещениях индекс цветопередачи должен составлять минимум 80Ra. Слишком низкий индекс цветопередачи может исказить восприятие цвета. Это может негативно сказаться на концентрации и работоспособности учащихся.
- Показатель дискомфорта. Этот показатель складывается из двух параметров – яркости светильников и способности стен и парт отражать свет. Другими словами, в помещении нигде не должно быть ярких бликов, ослепляющих учеников или учителя и мешающих видеть написанное на доске. Согласно нормам, показатель не должен превышать 40Мт.
- Тип рассеивателя светильника. Для учебных классов рекомендуется использовать матовые, опаловые или молочно-белые рассеиватели, которые не только равномерно распределяют свет, но и уменьшают вероятность появления бликов. Конкретных требований к материалу рассеивателей пока нет. Поэтому в обычных учебных классах ставят полистироловые или полиакриловые рассеиватели, а в спортзалах и других помещениях, где нужна повышенная прочность и защита от потенциальных ударов и деформации, чаще всего используются поликарбонатные панели рассеивания света.
- Коэффициент пульсации. Данный параметр не должен превышать 5 % при использовании светодиодных светильников. Низкий уровень пульсации важен для создания комфортных условий освещения, поскольку высокая пульсация может вызывать зрительное утомление и дискомфорт.
Нормы освещенности для основных помещений учебных заведений
Для предотвращения появления каких-либо проблем со зрением у учащихся законодательно установлены нормы и гигиенические требования к освещённости в учебных заведениях. Эти нормы включают в себя параметры, обеспечивающие безопасные и комфортные условия для работы глаз. Все требования подробно изложены в документе СанПиН 2.4.2.2821-10, который регулирует освещение в школах и других образовательных учреждениях.
Перечислим ключевые нормы освещенности для образовательных учреждений в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10:
- Уровень освещенности на поверхности рабочего стола в классных кабинетах и лабораториях – 300-500 лк.
- Уровень освещенности на классной доске – 500 лк.
- Уровень освещенности на столах в кабинетах черчения и рисования – 500 лк.
- Уровень освещенности на столе в кабинетах информатики – 300-500 лк.
- Уровень освещенности на станке в мастерских по обработке металлов и древесины – 300 лк.
- Уровень освещенности на столах в кабинетах и комнатах преподавателей – 300 лк.
- Уровень освещенности на полу в спортивных и актовых залах – 200 лк.
Нормы освещенности для остальных помещений школы
В коридорах и на лестницах достаточно уровня освещенности 100-150 лк. Именно поэтому здесь можно использовать менее мощные светильники: данные зоны не требуют высокой яркости, так как их основная функция – обеспечение безопасного передвижения. Таким образом, можно установить менее мощные и более экономичные осветительные приборы, которые будут достаточно эффективны для освещения этих пространств.
Для освещения спортзала необходимо учитывать высоту потолков и возможность попадания спортивных снарядов на светильники. В таких условиях лучше выбирать светильники с мощным и узким световым потоком, чтобы обеспечить равномерное и достаточное освещение всей площади зала. Дополнительно рекомендуется использовать светильники с защитной металлической решеткой, которая предотвратит повреждение и обеспечит долговечность оборудования.
При выборе осветительных приборов для душевых и бассейнов особое внимание следует уделить показателю IP. Вторая цифра в этом показателе указывает на уровень защиты светильника от влаги. Чем выше значение этой цифры, тем надёжнее защита, что особенно важно в помещениях с высокой влажностью, чтобы обеспечить долговечность и безопасность осветительных приборов.
В зонах отдыха и в столовой достаточно уровня освещенности порядка 200 лк. В этих пространствах освещение должно способствовать созданию комфортной и уютной атмосферы. Для этого рекомендуется выбирать светильники с более тёплым цветовым спектром, например, около 3000 К, что создаст более приятное и расслабляющее освещение.
Выбор светильников для школы
При выборе освещения для учебных заведений светодиодные источники света представляют собой наилучший вариант. Они обладают множеством преимуществ по сравнению с традиционными лампами различных типов, что делает их идеальным вариантом для создания комфортной и эффективной образовательной среды.
Объективные преимущества светодиодных светильников:
- Отсутствие мерцания. Светодиодные источники света не подвержены мерцанию, что характерно для некоторых типов ламп. Мерцание может вызывать зрительное утомление и головные боли, особенно при длительном использовании. LED-светильники обеспечивают стабильное и равномерное освещение, что способствует снижению усталости глаз и повышению концентрации учащихся.
- Отсутствие шума. В отличие от некоторых ламп, которые могут издавать низкочастотный шум, светодиоды полностью бесшумны в работе. Это особенно важно для учебных заведений, где важна тишина и спокойствие, чтобы учащиеся могли сосредоточиться на занятиях без лишних отвлекающих факторов.
- Энергетическая эффективность. Светодиодные светильники потребляют значительно меньше электроэнергии по сравнению с традиционными лампами накаливания и галогенными лампами, при этом создавая больший световой поток. Это означает, что они не только экономят энергоресурсы, но и способствуют снижению затрат на электричество.
- Мгновенное достижение максимального уровня свечения. Светодиоды обеспечивают мгновенное включение и достижение полного светового потока без задержек и времени на разогрев. Это удобно в учебных заведениях, где важно быстро обеспечить освещение в различных помещениях без ожидания.
- Долговечность. LED-светильники практически не теряют яркости с течением времени. В отличие от традиционных ламп, которые со временем тускнеют, светодиоды обеспечивают стабильное освещение на протяжении всего срока службы, что снижает необходимость частой замены и обеспечивает постоянное качество освещения.
- Продолжительный срок службы. Светодиоды имеют один из самых продолжительных сроков службы, который составляет от 50 000 часов и более. Это значительно превышает срок службы обычных ламп накаливания и галогенных ламп, что снижает затраты на обслуживание и замену осветительных приборов в учебных заведениях.
- Отсутствие опасных веществ. Светодиоды не содержат опасных веществ, таких как ртуть, которая присутствует в некоторых типах ламп, например, в люминесцентных. Это делает их более безопасными для использования в образовательных учреждениях и упрощает утилизацию, что в свою очередь помогает сократить негативное воздействие на окружающую среду.
Если вам нужна дополнительная информация об осветительном оборудовании для учебных заведений или у вас возникли вопросы по выбору и установке светильников, не стесняйтесь обращаться к нам. Вы можете отправить техническое задание в свободной форме на нашу электронную почту zakaz@terra-led.ru или связаться с нашими специалистами по телефону +7 (499) 322-11-31. Также мы доступны по телефону бесплатной линии +8 (800) 707-11-38 для оперативной консультации и поддержки. Наши опытные и квалифицированные менеджеры помогут выбрать идеальное освещение для вашего образовательного учреждения и ответят на все вопросы.