Выбор поставщика освещения — не самый простой вопрос. Допустим, вам нужно реализовать освещение в образовательном учреждении. Есть проект, в нем заложены определенные светильники. Казалось бы, все просто: отправили запросы, собрали коммерческие предложения, выбрали подешевле и можно покупать и начинать работу. Но не все так просто.
Например, выбранный поставщик может просто поставить аналоги запрошенных светильников. А может изначально все перепроверить: выполнить светотехнический расчет и убедиться, что освещение будет соответствовать нормативам конкретного объекта.
Другой пример: что будет делать поставщик, если сгорело много уже смонтированных светильников? Постарается помочь клиенту или придумает способ «соскочить» со своих гарантийных обязательств? Все это зависит от его добросовестности и стремлении установить партнерские отношения с клиентом.
С этим выбором столкнулся и наш заказчик, когда принялся за реставрацию колледжа в подмосковном Щелково.
Посоветуйтесь с нами
Дадим рекомендации и поможем решить ваш задачу.
Задача по освещению колледжа
Структурное подразделение колледжа №4 готовит тысячи учащихся по 40 разным специальностям: от электротехники до машиностроения и кондиционирования. Работает с 1957 года и играет важную роль в обучении подрастающего поколения в небольшом городе.
В какой-то момент здание серьезно износилось — ему потребовался масштабный ремонт. Причем не только в плане обновления фасада и ремонта помещений, но и замена существующей проводки и освещения. Задачу поручили организации «МБ Инжиниринг» — крупному подрядчику, который занимается строительством и электромонтажом.
«МБ Инжиниринг» не один месяц прорабатывал техническую документацию и согласовывал ее с заказчиком. Когда все было готово, встал вопрос выбора поставщиков, в том числе по электротехническому проекту. К кому обратиться, чтобы купить светодиодные светильники?
Снабжение предварительно выбрало поставщика — нашего конкурента — и включило его продукцию в смету. Казалось бы, вопрос закрыт. Однако руководитель снабжения все-таки решил подстраховаться и разослал еще несколько заявок и другим поставщикам, в том числе и нам.
Изначально нам прислали запрос на 2 позиции: потолочные светильники Армстронг ЭКОНОМ и Стандарт мощностью 36 Вт. Мы решили уточнить, что за объект и какие нюансы при подборе светильников все-таки стоит учитывать. После телефонного разговора со снабжением нам прислали техническую документацию. И стало ясно, что вопросов появилось больше, чем было до этого. Были реальные сомнения, что заложенные в проекте светильники дадут достаточное количество света при выбранной монтажной высоте.
Мы договорились встретиться и выехали на объект, чтобы пообщаться с главным инженером проекта. Выяснили дополнительные подробности и объяснили, что скорее всего при высоте потолков 4-5 метров светового потока выбранных светильников не хватит. Нужен дополнительный светотехнический расчет, и мы готовы за него взяться. Но нужно понимать весь объект проекта.
Главный инженер и проектировщик оценили наш подход — мы договорились, что попробуем поработать вместе. Но было одно важное требование к поставщику — сжатые сроки. Нужно уложиться к определенной дате, чтобы в следующий семестр студенты уже могли обучаться в новых аудиториях.
Объем работы предстоял огромный — требовалось осветить:- профильных, длиной 1 м и 1,5 для создания основного освещения
- Аудитории и коридоры на трех этажах;
- Подвал и чердак;
- Столовую и кухню;
- Спортивный зал;
- Санузлы;
- Центральный вестибюль.
Причем часть из светильников должны были по нормативным требованиям снабжаться еще и блоками аварийного питания (БАПами). Чтобы освещение не пропадало в течении 1,5 часов, даже если подача электроэнергии в здание прекратилась.
В общем, мы уточнили детали, получили полный электропроект и принялись за работу по подбору освещения — начали со светотехнического расчета.
Требования к освещению образовательного учреждения
Колледж относится к учреждения среднего образования. Требования к его освещению приводятся в двух основных документах:- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»
Например, для учебных аудиторий речь идет о 400 люксах, а в кабинетах и комнатах преподавателей — не менее 300 люкс.
Пока мы проводили светотехнические расчеты, приходилось по несколько раз все переделывать и пересогласовывать, пока мы подбирался светильники и учитывали все нюансы. Суммарно это заняло около недели, а итоговый документ занимал больше 100 страниц.
В итоге получилось, что для освещения всех помещений потребуется 461 светильник разных типов. Например:- Портал FS-RO Стандарт мощностью 56 Вт — 1200х600 мм, встраиваемый в потолок. Будет располагаться в фойе, учебных аудиториях и коридорах.
- Айсберг Мини FS-MAN мощностью 20 Вт — 670х165х110 мм, крепится к потолочным конструкциям. Будут освещать лестницы, подвал и чердак.
- Армстронг FS-RO Стандарт 40 Вт — 600х600 мм, монтируется в потолок. Предназначен для столовой и кухни.
- Квар FS-MAN мощностью 80 Вт — промышленный светильники в алюминиевом корпусе. Крепится через кронштейн, освещает спортивный зал.
- FS-RO-SCHOOL мощностью 25 Вт — 1200х100х40 мм, крепится над досками в кабинетах.
- WOLTA LCL04 мощностью 18 Вт — компактный накладной светодиодный светильник со степенью защиты IP65 для санузлов.
В процессе утверждения отправили несколько образцов заказчику и быстро реагировали на его пожелания. Нужно отметить, что объект был сложным — поэтому согласований было немало.
В результате и наши светильники, и подход к работе понравились «МБ Инжиниринг». Они отказались от закупки продукции конкурентов и поручили работу нам. Мы выработали точный график отгрузки, чтобы успеть к обозначенному сроку и начали производство. Но не все было так просто.
Сложности при организации освещения колледжа
В процессе работы возникли некоторые проблемы. И решать их приходилось буквально на ходу, чтобы успеть к дедлайну.
1. Коммуникация
После того, как был готов светотехнический расчет, в проект нужно было внести изменения: например, чуть изменять расстановку светильников. Но финальную версию почему-то получили не все стороны. А в проекте их было много как со стороны подрядчика «МБ Инжиниринг», так и непосредственно конечного заказчика — Щелковского колледжа.
Из-за этого, как только начались электромонтажные работы, появилось множество вопросов и рассогласований — это тормозило работу. Чтобы исправить ситуацию, мы собрали всех ответственных по проекту и помогли договориться друг с другом.
2. Сроки
Быстро выяснилось, что отгружать светильники по изначально утвержденному графику мы не можем. Строительная бригада не успевала закончить ремонт помещений, из-за чего электромонтажники не могли приступить к организации освещения. Если бы мы продолжили отгрузки, светильники просто начали копиться на объекте — а условий для их хранения просто не было.
Пришлось пересогласовать график отгрузок и производства, чтобы избежать подобной ситуации.
3. Монтаж
Когда до сдачи объекта оставалось меньше двух недель, мы отгрузили 12 светильников Квар FS-MAN. Времени оставалось мало, поэтому их в спешке смонтировали в спортзале. Однако при первом включении все 12 светильников сгорели. Первая мысль заказчика — брак при производстве, а времени все исправить почти не остается.
Мы оперативно выехали на объект, забрали светильники на диагностику и в тот же день выяснили причину поломки — подача слишком высокого напряжения. Главный инженер инициировал проверку и выяснил, что при подключении группы светильников на них случайно подали две фазы: 400 В переменного тока вместо 220 В.
Времени производить новые не было, поэтому мы приняли решение отремонтировать те, что есть. За два дня заменили компоненты, протестировали работу и привезли обратно на объект. К тому моменту монтажники исправили ошибку подключения — после установки светильники сразу заработали.
Но несмотря на все злоключения, «МБ Инжиниринг» успел закончить объект в срок. 1 февраля 2024 здание состоялось официальное открытие Щелковского колледжа, о чем даже писали на сайте Министерства образования Московской области. Проект был настолько важен для региона, что его контролировали не только местные власти, но и лично губернатор.
На примере нашего заказчика мы рекомендуем при выборе поставщика освещения ориентироваться не на самую низкую стоимость продукции, а обращать внимание на следующие моменты:- Светотехнический расчет. Помогает проверить, насколько выбранные светильники соответствуют нормативным требованиям. Для крупных объектов вроде колледжа в Щелково это — обязательный момент, даже если есть готовый электротехнический проект.
- Сроки. Сразу озвучивайте ваши требования и если поставщик соглашается, просите зафиксировать это в договоре.
- Выезд на объект. По нашему опыту, без личного осмотра крупного объекта поставщиком есть вероятность упустить какие-то нюансы. Результат не будет соответствовать ожиданиям.